Что такое обязательная маркировка товаров: ее принципы и смысл?
Идея нанесения на упаковки специального кода, т.е. маркировки товаров, не нова. Коды на шубах, бутылках с алкоголем, дорогих лекарствах уже помогают отследить путь продукции от производителя до прилавка.
Однако с 2019 года в России началась новая эра маркировки.
Во-первых, список обязательной для этого продукции расширен. Так, в 2018 году был сформирован новый перечень товаров, маркировка которых обязательна. В него вошли:
Во-вторых, вводится новый тип кода – DataMatrix. Его сложнее подделать, чем обычный штрихкод, а в изготовлении он достаточно простой. Кроме того, код считывается обычным 2D-сканером, имеет признаки идентификации и проверки.
Зачем нужна маркировка
Как и в случае с шубами маркировка перечисленных выше товаров вводится для снижения количества фальсифицированной продукции в магазинах. По мнению российских властей, это приведет:
* к увеличению налоговых поступлений;
* к потреблению более качественной продукции, изготовленной на заводе, а не кустарным способом.
Предполагается, что маркировка товаров будет полезна для производителей и ритейлеров. Компании смогут проанализировать путь продукта до прилавка и спрос в конкретном регионе. Также с помощью специального сервиса можно будет проверять контрагентов на участие в системе маркировки товаров, а следовательно – на добросовестность.
Закон об обязательной маркировке товаров
487-ФЗ – основной закон, регулирующий маркировку товаров средствами идентификации. Он был подписан 31 декабря 2017 года и вступил в силу 1 января 2019 года.Закон вводит основные положения процесса маркирования, вносит запреты на оборот немаркированной продукции. В нем указано, что оператора маркировки товаров выбирает Правительство РФ. Однако списка маркированных товаров в нем нет.Скачать полный текст 487-ФЗ >>Перечень есть в правительственном распоряжении №792-р от 28 апреля 2018 года. В другом распоряжении, выпущенном в этот же день, указан оператор системы – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Что такое «Честный знак» и ЦРПТ
ЦРПТ – это совместный проект USM Holdings, «Ростеха» и «Элвис-Плюс групп» А. Галицкого. Проект функционирует по правилам государственно-частного партнерства.ЦРПТ разработал систему маркировки товаров, которую назвал «Честный знак». Именно в этой системе фиксируется оборот продукции с кодами.
Какие товары маркируют в 2019 году
Согласно распоряжению №792-р, в России маркировка товаров будет обязательна для следующих групп:
* табачная продукция (прежде всего – сигареты), март 2019;
* обувь, июль 2019;
* лекарства из перечня высокозатратных нозологий, октябрь 2019;
* духи, фотоаппараты и вспышки, шины, одежда и постельное белье, декабрь 2019.
Как работает система и коды маркировки
На товар из перечня наносится код DataMatrix. Его получает производитель или импортер, он же печатает этикетку и наклеивает на продукцию.Далее все передвижения товара от производителя оптовику, от дилера в магазин фиксируются в системе «Честный знак». После продажи отмечается выбытие из оборота.
Система маркировки для розничного магазина
В принципе, для крупных магазинов и компаний система маркировки не принесет ничего нового. А вот ИП будет сложно перестроиться на первом этапе.Проблема в том, что надо будет пользоваться:
* системой электронного документоборота и перестраивать бизнес-процессы под это;
* сканером штриховых кодов при приеме каждой из партий, сверяя сведения с тем, что указано в документе.
Расшифровка маркировки товаров
Код DataMatrix, нанесенный на упаковку товара, представляет собой тип QR-кода со сведениями о продукции. Например, в нем может быть зашифрована страна изготовления, производитель, срок годности и дата изготовления и т.д. Для каждого вида в коде могут быть зашиты свои, специфические, характеристики.
Однако если код был утрачен вследствие повреждения упаковки, можно заказать у оператора новый, предоставив сведения о производителе и дав характеристику продукции. Для распечатки кода необходим принтер этикеток.
Подключение к маркировке для магазинов: инструкция
Чтобы подключить магазин к системе маркировки товаров необходимо выполнить шесть пунктов действий.
* 1. На сайте «Честный знак.РФ» войти в систему;
* 2. Заполнить личный кабинет информацией о компании, подписать данные ЭЦП;
* 3. Обновить кассу, если это не было сделано;
* 4. Уточнить, позволяет ли товароучетная программа работать с маркированными товарами (обновить ПО);
* 5. Если нет двумерного сканера, надо его приобрести;
* 6. Подключиться к обмену электронными документами между компаниями.
Регистрация в системе маркировки
Существует два сайта, на которых можно зарегистрироваться в системе маркировки. Это честныйзнак.рф и ismotp.crptech.ru. Однако перед этим необходимо создать ЭЦП, если ее нет, так как регистрацию нужно подтвердить цифровой подписью.
Оформление регистрации предусматривает введение данных о компании:
* название ООО или ИП;
* номер телефона и адрес;
* информация об онлайн-кассе (или нескольких моделях, для каждого магазина);
* есть ли склад, расположенный отдельный от магазина;
* с каким оператором фискализации был заключен договор.
Если у вас много магазинов, информацию о них необходимо занести в профиль уже после регистрации.
Личный кабинет системы предполагает хранение всех кодов маркировки, а также информацию о товарах, которые прошли через магазин. Речь идет о названии, производителе, цене, дате продажи. Также доступны электронные документы на товар, чеки списания и сведения о контрагентах.
Чек-лист оборудования для работы магазина с маркировкой.
Для работы с маркированными товарами необходимо не только подключение, но и оборудование. К счастью, оно не специальное, и, если вы уже работаете с ЕГАИС, считайте себя подготовленным. Но на всякий случай сверьтесь со списком необходимых предметов и ПО:
* 1. Онлайн-касса: фискальный регистратор или POS-система.
* 2. 2D сканер, который может считать код с товара при приемке или перед продажей.
* 3. Цифровая электронная подпись.
* 4.ПО которое способно формировать и отправлять электронный кассовый чек с тегом 1162, где будет записан код маркировки.
* 5. ЭЦП и подключение к системе электронного документооборота (возможность работать с цифровыми накладными).
Штрафы за продажу товаров без регистрации в системе маркировки
Налоговики утверждают, что первое время тех, кто не подключился к системе, штрафовать не будут. Будут приходить с проверкой и ограничиваться предупреждением – проводить ликбез, беседы, информировать. Штраф выпишут только во второй раз.
Ответственность за реализацию товаров без маркировки прописана во второй части 15.12 КоАП. Например, ИП грозит наказание в размере 10 000 рублей. Фирмам предусмотрен штраф в 300 000 рублей.
За более детальной информацией обратитесь к Вашему персональному менеджеру
Телефоны: (495) 748-63-53, (495) 223-64-00
E-mail: info@servicetrend.ru